Российский производитель светодиодного освещения

Освещение станций и тоннелей метро

Освещение в метрополитене лет так 50 назад преследовало лишь функциональные задачи. Сегодня все иначе. На первый план выходят обеспечение безопасности и комфорт пассажиров. Все важнее эстетическая сторона вопроса.

Немного истории. Нормативы подсветки станций метро в СССР были разработаны чуть менее века назад - в середине 20-го века. С тех пор они не менялись вплоть до 2003 года. Около 15 лет назад строительные нормы и правила претерпели ряд изменений. Сегодня для регулирования норм освещенности используется Свод Правил (СП) 120.13330.2012. Основными целями освещения в метро стали:

- подчеркнуть с помощью света архитектурные особенности станций;

- увеличить уровень освещенности станций для обеспечения пассажирам и сотрудникам метрополитена комфортных условий. Яркое освещение расширяет пространство визуально, что помогает снять психологический дискомфорт нахождения под землей;

- использовать новые современные светоотражающие технологии и материалы;

- экономить электроэнергию благодаря применению энергосберегающих световых устройств.

Нормативы подсветки метро и тоннелей

Нормативы освещенности строго регламентированы и базируются на следующих принципах:

- уровень освещенности тоннелей метро должен укладываться в диапазон от 20 до 1000 лк (люкс). В тоннеле светильники устанавливаются на стальную полосу на высоте 3 метров по обе стороны от путей в шахматном порядке. Расстояние между светильниками обычно 4-5 метров;

- светильники для аварийного освещения тоннелей и перегонов монтируются на слаботочной стороне тоннеля и подключаются к отдельной линии;

- разброс между горизонтальным и вертикальным освещением не должен превышать 20%;

- платформы станций и средние залы следует освещать отраженным светом. Для этого светильники устанавливают в карнизы сводов и кессоны с направленным на потолок и стены светом;

- подсветка административных помещений происходит согласно требованиям к офисному освещению;

- для подчеркивания архитектурной концепции станции используются осветительные приборы с индексом цветопередачи Ra 80 и выше;

- показатель дискомфорта светового оборудования не должен составлять 20;

- установка светильников над рельсами, ступенями эскалатора и лестниц запрещена;

- не допускается монтаж светового оборудования выше 5 метров, поскольку это максимальная высота вышки для ремонта и замены ламп. Если требуется установка светильников на высоте выше 5 метров, то площадкой для размещения могут выступать стены вдоль путей.

Общая подсветка станций метро осуществляется при помощи декоративных торшеров и крупных люстр, если по стилю они вписываются в дизайн. Довольно часто используются светильники с направленным светом, подчеркивающие архитектурные особенности зала. Подвешенные на потолок светильники с одним узлом крепления обязательно должны иметь спусковой и страховочный механизм. Эскалаторы для повышения освещенности ступеней подсвечиваются торшерами, установленными на определенную высоту.

Динамическая подсветка фасада

Типы светильников для станций метро

В оснащении современных станций метрополитена используются светодиодные светильники. Задачи - общая подсветка, аварийное оповещение, обозначение безопасного расстояния до края платформы, оповещение пассажиров о прибывающем поезде.

Светодиоды имеют ряд преимуществ:

- экономия электроэнергии до 60%;

- отсутствие мерцания;

- долговечность;

- отсутствие затрат на обслуживание и утилизацию;

- устойчивость к перепадам температуры;

- возможность уменьшения световых точек;

- гибкость и возможности в создании индивидуального дизайна подсветки.

Несмотря на все плюсы, о которых идет речь, широкого применения светодиоды пока не получили. Во-первых, такие светильники имеют достаточно высокую яркость. Она нередко вызывает эффект ослепления. Во-вторых, светодиоды имеют направленный поток света, в то время как для определенных помещений метрополитена как раз необходим поток рассеивающийся. В-третьих, база светодиодов обновляется каждые 2 года, отсутствует общий стандарт в отношении их компонентов и внешнего вида, что приводит к трудностям во время ремонта и необходимости полной замены светильников.

Фотографии, кейсы, полезные советы - смотрите и читайте в наших соцсетях!